«Нефтегазовая вертикаль» № 8 (апрель 2021)

Предметом исследования очередного выпуска журнала «Нефтегазовая вертикаль» стал сегмент независимых нефтяных компаний. Показано, что инвестиционная привлекательность ННК, как и экономическая эффективность освоения малых и средних месторождений, постоянно снижается из-за роста фискальной нагрузки.

Падение экономической активности, связанное с пандемией коронавируса в 2020 году, затронуло и сектор ННК. По итогам первой половины 2020 года объемы инвестпрограмм здесь сократились на 30-40%. Подробнее о том, как независимые компании пережили кризисный год и как адаптируются к новым реалиям рассказала в интервью журналу гендиректор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун.

Журнал публикует обзор Маргариты Козеняшевой и Бориса Вязова, подробно раскрывающий итоги производственно-хозяйственной деятельности независимых, в том числе малых нефтегазодобывающих компаний России в 2020 году.

Малые нефтяные компании возникли в России в середине 90-х годов прошлого столетия, однако до сих пор понятие малой нефтяной компании на законодательном уровне не определено. Отсутствие ясного юридического статуса в значительной мере осложняет деятельность малой нефтяной компании. Казалось бы, объем добычи, приходящийся на сектор независимых нефтяных компаний, невелик – 5-7%, однако на их деятельность нужно смотреть под другим углом, а не только сквозь призму величины добытых ресурсов. В комментарии, озаглавленном «Малому предпринимательству ТЭК нужна поддержка», председатель редакционного совета «Нефтегазовой вертикали» Кирилл Молодцов подчеркивает, что поддержка малого предпринимательства в нефтегазовой отрасли даст государству целый ряд преимуществ: здоровую конкурентную среду, внедрение эффективных технологий, увеличение КИН, рост рабочих мест и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Российская нефтяная отрасль претерпевает серьезные налоговые перемены, связанные с внесением целого ряда специальных корректировок в условия взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины на сырую нефть, а также в пилотную программу налогообложения на условиях НДД. Изменения призваны укрепить федеральный бюджет. Но наряду с этим необходимы и корректировки налогообложения, стимулирующие инвестиционную активность. Этой теме посвящена статья директора по исследованиям IHS Markit Джона Уэбба «Сохранятся ли инвестиционные стимулы?».

Для российской газовой отрасли 2020 год стал годом, в котором рыночные тенденции первой половины кардинально отличались от второй половины. В течение первых шести месяцев объемы продаж, особенно на экспорт, резко снижались, а цены вошли в нисходящее пике. Однако во второй половине года цены пошли вверх, а спрос на российский сетевой газ начал расти. Рыночная доля «Газпрома» в Европе, резко сократившаяся в первой половине, до 28%, вернулась к более привычным значениям в 32,4% по результатам 2020 года в целом. Холодная зима 2021 года привела к серьезному сокращению запасов газа в европейских ПХГ, что гарантирует стабильный спрос в летне-осенний период. Данные за первые месяцы 2021 года свидетельствуют о том, что российский газ восстановил свои позиции на европейском рынке и продолжает «движение вверх». Анализу ситуации посвящена статья эксперта Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Виталия Ермакова, озаглавленная «Российский газ: движение вверх».

В отличие от природного газа и угля, нефть и нефтепродукты не используются в качестве источника выработки энергии для производства химикатов, а потребляются только как сырье. Таким образом, для анализа перспектив потребления нефтепродуктов необходимо сфокусироваться в первую очередь на динамике будущего спроса на пластики. По мнению Александра Титова из Института энергетики и финансов, утилизацию пластика можно рассматривать в качестве ключевого фактора потребления нефти в нефтехимии. Подробности – в статье «Отсрочить пик спроса».