Декарбонизация в нефтегазовой отрасли

Исследование «Декарбонизация в нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России» стало первым совместным проектом Энергетического центра СКОЛКОВО и Нефтяного совещательного форума. Оно посвящено чрезвычайно актуальной сейчас теме адаптации нефтегазовой отрасли к курсу на низкоуглеродное развитие.

В начале XXI века стала очевидной угроза глобального изменения климата, вызванного антропогенной эмиссией парниковых газов (ПГ). В ответ мировое сообщество предпринимает меры по сокращению выбросов ПГ, прежде всего диоксида углерода (декарбонизации), а для нефтегазовой индустрии особенно актуально стало также сокращение выбросов метана, который вызывает многократно более сильный парниковый эффект, чем СО2.

На международном уровне еще в 2015 г. было принято Парижское соглашение, его цель — «удержать прирост глобальной средней температуры заметно ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней при приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градусов Цельсия, научить человечество лучше адаптироваться к последствиям изменения климата и перейти к низкоуглеродному развитию».

Регуляторы, инвесторы и потребители оказывают все большее давление на нефтегазовые компании, требуя снижения углеродного следа их продукции. Хотя объем выбросов нефтегазовой промышленности, относящихся к сферам охвата 1 и 2 (прямые выбросы ПГ от операционной деятельности компаний и косвенные эмиссии, связанные с энергообеспечением компаний), меньше, чем многие предполагают (12% от общего объема мировых антропогенных выбросов ПГ), они сопоставимы с выбросами сельскохозяйственной промышленности (13%) и превышают выбросы других обрабатывающих отраслей.

При этом на сферу охвата 3 (эмиссии ПГ, связанные с использованием продукции нефтегазовых компаний) приходится наибольший объем выбросов ПГ всего нефтегазового сектора (еще около 33% глобальных выбросов ПГ), а для вертикально-интегрированных нефтяных компаний объем выбросов сферы охвата 3 вообще в среднем в 7 раз превышает выбросы в сферах охвата 1 и 2. И именно эти выбросы вызывают наибольшую обеспокоенность и давление на нефтегазовые компании в условиях глобальной парадигмы декарбонизации.

Еще одна специфическая особенность нефтегазового сектора– высокая (до 45%) доля выбросов метана в его совокупных выбросах ПГ. В то же время компании нефтегазового сектора имеют хорошие возможности для участия в решении климатической проблемы – у них есть мощные научные, инженерные, финансовые и управленческие компетенции. А пандемия COVID-19 и связанный с ней экономический спад и принимаемые в различных странах регуляторные и стимулирующие меры только усилили осознание того, что нефтегазовая отрасль должна меняться, делая декарбонизацию своим основным фокусом.

Постепенно формируются корпоративные лучшие практики в декарбонизации нефтегазового бизнеса. Нефтегазовые компании по всему миру предпринимают всё более активные меры: внедрение декарбонизации в систему корпоративного управления, принятие целевых показателей по декарбонизации, а также развитие добровольной системы мониторинга и независимого аудита ПГ и раскрытия климатической отчетности. Наилучшей практикой считается включение декарбонизации в стратегические и инвестиционные планы посредством введения внутренней цены на CO2 и внедрения соответствующих КПЭ в систему мотивации.

Выбросы ПГ от нефтегазовой отрасли в России оцениваются на уровне 355 млн т СО2-экв., или около 24% от суммарных выбросов (1,5 млрд т СО2-экв. с учетом землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства в 2017 г., для сравнения – на сектор электроэнергетики и теплоснабжения пришлось 47%). Таким образом, в России доля выбросов ПГ от нефтегазовой отрасли почти в два раза выше, чем в среднем по миру, и составляет около четверти суммарных выбросов.

В целом российский бизнес пока не торопится переходить к активным действиям в сфере климата: отсутствие прессинга со стороны общественного мнения и регулятора позволяет компаниям сохранять свой традиционный подход к бизнесу внутри страны. Однако, на внешних рынках компании-экспортеры все чаще сталкиваются с новыми требованиями по раскрытию информации о своих эмиссиях ПГ и их сокращению. Особенно это актуально для ключевого экспортного рынка – европейского. Экспортно-ориентированный российский бизнес в целом и нефтегазовые компании в частности постепенно приходят к осознанию, что для сохранения сильных позиций на рынке и привлекательности в глазах международных инвесторов, необходимы более активные меры по декарбонизации.

Уже в среднесрочной перспективе, учитывая регуляторные изменения на внешних рынках, требования зарубежных инвесторов, усиление роли углеродного следа продукции в международной конкуренции и существенную роль нефтегазового экспорта для всей российской экономики, потребуется серьезная трансформация нормативного и корпоративного подхода к декарбонизации российской нефтегазовой отрасли.

ПОЛУЧИТЬ ДОКУМЕНТ (PDF)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *