Российский добывающий сектор: итоги двух лет и краткосрочный прогноз

За последние два года инвестиционная, разведочная и буровая активность в России заметно сократилась, однако Rystad Energy ожидает её частичное возвращение к предкризисным уровням уже в 2022 году. Подробности –в статье старшего аналитика Rystad Energy Дарья Мельник на сайте журнала «Нефть и капитал».

Добыча газа поставила новый рекорд в прошлом году и продолжит свой рост в будущем, в то время как нефтедобыча не избежала негативных последствий от снижения инвестиционной и буровой активности — ряд крупных операторов уже объявил о задействовании всех своих мощностей, освободившихся с началом действия сделки ОПЕК+, а рост добычи с ноября прошлого года отстаёт от месячной квоты в 100 тыс. баррелей в сутки (б/с).

В прошлом году Россия добыла 10,5 млн б/с нефти и конденсата, что на 750 тыс. б/с меньше, чем в 2019 году. Наряду с Саудовской Аравией, Россия вносит наибольший вклад в сокращение добычи ОПЕК+, хотя показатели отечественной добычи часто превышали квоты с момента подписания соглашения в мае 2020-го. До декабря прошлого года рост добычи нефти прерывался лишь дважды, в феврале и июне. Причины падения были кратковременными, и добыча быстро восстанавливалась в последующие месяцы. Однако текущая неспособность России давать прирост в 100 тыс. б/с (в соответствии с квотами ОПЕК+), скорее всего, связана с более фундаментальными причинами. Стареющие портфели крупных операторов, падение буровой активности и недостаток инвестиций в нефтедобычу, усугубленные отменой ряда налоговых льгот, разрушили часть добычного потенциала страны.

Rystad Energy ожидает, что в текущем году добыча нефти и конденсата в России вырастет на 600-650 тыс. б/с, не дотягивая до уровня 2019 года. Однако в 2023 году у России есть шанс вернуться к предкризисному уровню добычи и даже преодолеть его. В роли двигателя будут выступать гринфилд-проекты, уже запущенные в разработку либо намеченные к запуску в ближайший год. Однако прогноз может быть снижен, если разработка новых проектов будет отставать от планов.

Для российского газового сектора прошлый год отметился новым рекордом добычи после 9-процентного падения в 2020-м. Добыча коммерческого газа (за вычетом газа, используемого на собственные нужды) оценивается в 721 млрд кубометров, на долю «Газпрома» пришлось 515 млрд куб. м (исключая долю в совместных компаниях и совместных операциях). Добыча «Газпрома» на 14 млрд и на 60 млрд превысила показатели 2019 и 2020 годов соответственно.

Ожидается, что в этом и следующем годах добыча газа продолжит расти. Помимо «Газпрома» наращивать газодобычу будут и нефтяные компании.

2021 год, напротив, почти не принёс новых открытий. Всего за год было разведано 100 млн бнэ. Геологоразведка сильнее пострадала от кризиса, чем эксплуатационное бурение, хотя картина разнится от оператора к оператору. Как правило, большинство компаний исследуют остаточный ресурсный потенциал действующих месторождений и прилегающих к ним территорий, поэтому едва ли можно ожидать крупных открытий от такой геологоразведки. «Газпром» и «Роснефть», напротив, инвестируют в геологоразведку на малоизученных территориях, включая Таймыр и арктический шельф, — именно в этих регионах можно ожидать крупные открытия в ближайшие годы.

За последние два года инвестиции российских компаний в добывающий сектор сократились на 20–30%. Помимо пандемии, на инвестиционную активность негативно сказалась отмена ряда налоговых льгот. Однако в текущем году крупные компании намерены восстановить уровень инвестиций до предкризисных показателей.

По прогнозу Rystad Energy, капитальные затраты в нефтегазодобычу в этом году вырастут на 9% по сравнению с 2021-м, до $50 млрд, в то время как в следующем году они могут составить $60 млрд, превосходя предкризисный уровень 2019 года. Исторически на долю зрелых проектов (браунфилды) приходилось 66–70% всех капитальных затрат. Соотношение затрат не должно сильно поменяться в ближайшие несколько лет, хотя гринфилды будут основным двигателем роста нефтегазодобычи в России.