«Нефтегазовая вертикаль» №1/2022

Будущее угля после Глазго: конъюнктура, логистика, сценарии развития отрасли – так определила тему январского выпуска редакция журнала «Нефтегазовая вертикаль». Тема актуальна, поскольку Россия планирует развитие угольной отрасли на среднесрочную перспективу. На экспорт будет уходить от 60% добычи.

Почему на фоне движения по пути декарбонизации уголь сохраняет рыночную привлекательность? Председатель редакционного совета журнала Кирилл Молодцов отмечает, что, во-первых, многие страны еще не могут или не имеют средств отказаться от угля. Во-вторых, уголь – это надежная и доступная энергия, что отвечает целям устойчивого развития в контексте энергообеспеченности всего человечества. И наконец, в финальный текст Климатического пакта Глазго было добавлено примечательное уточнение – мировое сообщество откажется не от всего угля, а только такого, который не предусматривает нивелирования вредных выбросов через технологии улавливания и хранения углерода. Все это говорит о том, что спрос на уголь хотя и сократится, но, скорее всего, останется заметным и за рубежом 2040-х гг.

В России угольная энергетика все еще играет существенную роль в энергобалансе, и «выход из угля» часто называют главным условием декарбонизации российской экономики. Насколько реалистична такая постановка задачи? Поиску ответа на этот вопрос посвящена публикация «Угольная энергетика в мире и России после Глазго: есть ли будущее у угля?»

На простом экспорте угля государство и бизнес теряют значительную прибыль, которая могла бы сформироваться от переработки угля в продукцию высоких переделов, спрос на которую есть и на внутреннем и на мировых рынках. Необходим государственный стимул, который бы задал толчок для качественной трансформации отрасли. Проблема исследуется в статье «Уголь. Взгляд из Кузбасса».

Цена на перевозку угля может вырасти из-за его углеродности, а также высоких цен на экспортных рынках. Обстоятельства как бы намекают, что трансформировать отрасль в контексте энергоперехода не такая уж и пустая затея. Подробности – в редакционной статье, озаглавленной «Быть углеродным станет дорого в дороге?» На климатическом саммите в Глазго было принято положение о постепенном сокращении использования угля – довольно размытая формулировка, ставшая большим разочарованием для сторонников форсированного энергетического перехода. Против выступил ряд стран, для которых отказаться от угля в ближайшей перспективе означает подписать приговор своему экономическому развитию. Среди стран, занявших такую «непопулярную» позицию, – Австралия, Китай и Индия. Ситуация анализируется в статье «Угольные диссиденты: Австралия, Индия, Китай».