В течение года России и Украине необходимо согласовать новые условия газового транзита

До завершения действующего транзитного контракта ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» остается ровно год. К этому моменту ПАО «Газпром» не успевает достроить все обходные газопроводы, а это приводит к необходимости подписания нового транзитного соглашения.

К концу будущего года истечет срок действия транзитного соглашения между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». За оставшееся время ПАО «Газпром» не успеет достроить все обходные газопроводы: с 2020 г. гарантированно заработает только одна нитка «Турецкого потока» (для турецкого рынка). «Северный поток-2» вероятно будет запущен несколько позже, еще через два-три года возможно завершение строительства второй нитки «Турецкого потока».https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_ukr_tran_gas_01122018.pdf?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=novoe-issledovanie-odin-god-do-chasa

Все это делает необходимым подписание нового транзитного договора с Украиной. При этом, с учетом планов по постепенному вводу новых газотранспортных мощностей, ПАО «Газпром» заинтересовано в новых кратко- или среднесрочных договоренностях. В свою очередь, НАК «Нафтогаз Украины», напротив, заинтересована в новом долгосрочном контракте, чтобы обеспечить загрузку своей газотранспортной системы.

Понятно, что новое соглашение, если оно будут заключено, потребует от переговорщиков поиска компромиссных решений. Есть ли шансы договориться? На каких условиях? Поиску ответа на эти вопросы посвящено новое исследование Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО.

Задача нового транзитного соглашения комплексная: она не сводится к математическому сравнению необходимых объемов экспорта и имеющихся в наличии газопроводных мощностей. России необходимо учитывать и аспект, связанный с возможностью «дотянуться» новыми газопроводными системами до всех стран-покупателей российского газа, и фактор неравномерности поставок, из-за чего мощность газопроводов должна быть выше объемов транзита. Возможности использования подземных хранилищ газа — как в Европе, так и на Украине — также повлияют на конечную схему функционирования рынков. Нужно понять, сохранятся ли реверсные поставки газа на Украину, или ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» вновь перейдут на поставки по прямому контракту. Важно отметить, что реверсные поставки увеличивают как европейский экспорт ПАО «Газпром», так и объем транзита газа через Украину.

В качестве факторов неопределенности остается возможность участия европейских компаний в управлении украинской ГТС. Кроме того, существует возможность сдачи части газа для европейских потребителей на восточных границах Украины.

Разумеется, ключевым фактором переговоров станет тариф на транспортировку газа по территории Украины. Нет сомнения, что прямо или косвенно в новом договоре он будет зависеть от обязательств по объемам прокачки газа, которые возьмет на себя ПАО «Газпром».

Взаимосвязь всех этих факторов, проанализированных в данной работе, определит конечные договоренности, конфигурацию и, главное, стоимость транзита российского газа через Украину после 2019 г. Перед тремя сторонами переговорного процесса — Россией, Украиной и ЕС — действительно стоит сложнейшая задача: в течение предстоящего года согласовать все эти комплексные параметры нового соглашения. В худшем варианте развития событий возможно повторение сюжета зимы 2008-2009 гг., когда договоренности будут подписываться в последний момент (хотя, вероятно, уже без драматического прерывания поставок газа в Европу) – очень надеемся, что такого развития событий удастся избежать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *