«Турецкий поток» вышел на берег

«Газпром» завершил строительство морского участка газопровода «Турецкий поток», проходящего по дну Черного моря от Анапы до Турции. В торжественной церемонии, посвященной завершению морского этапа строительства приняли участие президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган.

«Турецкий поток» — проект газопровода из России в Турцию через Черное море и далее до границы Турции с сопредельными странами. Первая нитка газопровода предназначена для турецкого рынка, вторая — для стран Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность каждой нитки — 15,75 млрд куб. м газа в год.

«В конце 2019 года газопровод будет сдан в эксплуатацию. Он станет дополнительным гарантом энергетической безопасности Турции и стран Южной и Юго-Восточной Европы», — сказал Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Рукопожатие глав государств на церемонии, посвященной завершению морского этапа строительства «Турецкого потока». Фото из архива Пресс-службы Президента РФ.

Между тем, идею заменить украинский транзит турецким вряд ли можно назвать оптимальным решением. Турция никогда не была мягким и уступчивым партнерам, она не скрывает претензий на особую роль на европейском газовом рынке. Да и многолетний опыт взаимодействия с турецкой стороной в период создания и в процессе многолетней эксплуатации первого трансчерноморского газопровода «Голубой поток» указывает на то, что партнерские отношения с этой страной – дело хлопотное, нервное и недостаточно выгодное.

Надеяться, что турецкий транзит окажется надежнее украинского, конечно, можно. Но вряд ли стоит. Предшествующий этому варианту проект «Южный поток» был лучше хотя бы тем, что по нему газ напрямую приходил на территорию Евросоюза.

«Турецкий поток» появился не потому, что так удобно продавцу и покупателям российского газа, а в силу того, что «Газпром» развернул обширное строительство прежде, чем договорился с Евросоюзом. Миллиарды долларов были потрачены на создание «Южного коридора», сухопутной части будущего трансчерноморского газопровода, были закуплены в гигантских количествах трубы, законтрактованы морские трубоукладчики. Чтобы оправдать все эти преждевременные вложения, пришлось – в отсутствие иных вариантов — инициировать «Турецкий поток». А позже — замять грандиозный межгосударственный конфликт, разгоревшийся, когда турецкие военные сбили российский бомбардировщик.

Значительно снизилась и практическая ценность «Турецкого потока». Первоначальная идея состояла в том, чтобы перебросить через Черное море четыре нитки газопровода, мощности которых хватило бы на полное удовлетворение спроса на российский газ стран Южной Европы. Но перспектива получать газ из Турции, да еще и самостоятельно строить для этого новые трубопроводы, мало кого вдохновила. Пришлось умерить амбиции до двух ниток. В то время Турция, чьи претензии на роль нового крупного газового хаба поддержки не получили, предлагала ограничиться на первых порах одной веткой, по которой рассчитывала принимать газ на собственные нужды.

Теперь «Газпрому» и политическому руководству России придется уговаривать страны Южной Европы подключиться к «Турецкому потоку». Чтобы добиться на этом пути успеха, видимо, придется поступиться принципами и пойти на существенные коммерческие уступки.

Словом, праздновать победу еще рано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *